Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

Бесспорно, главная достопримечательность города – уникальный мавзолей, украшенный небесным куполом. Здание было возведено в честь мыслителя, поэта XII века – Ходжа Ахмеда Ясави.


Предполагается, что Ахмед Ясави родился около 1103 года в Сайраме. Как он сам упоминает в своих произведениях, в возрасте семи лет он встретил Арыстан-Баба, ставшего его учителем. После смерти наставника Ясави отправился в Бухару, где стал обучаться у знаменитого шейха Ходжи Юсуфа Хамадини. Завершив учебу, Ясави получил у него разрешение самому поучать суфийскому «пути к познанию истины».


Ахмед Ясави основал школу суфизма и сыграл значительную роль в распространении ислама среди тюрков Центральной Азии. Его учение получило название Ясавия.


Он считается основателем суфийского ордена ясавитов, заповедями которого были труд, скромная жизнь, честность и молитвы. До наших дней дошла его книга «Диван-и-Хикмет» («Книга мудрости»), которая была написана не на принятом арабском языке, а на тюркском, за что изначально автор был подвергнут критике. Однако в результате популярности Хикметов тюркский язык становится языком культуры, науки и образования, а также государственным языком. Таким образом, Ахмед Ясави оказал содействие в возрождении тюркского языка и объединения тюркских племен.


Он писал о сложных вещах на доступном языке, понятном для простого народа. Его поэмы учили наизусть и распевали по всему тюркскому миру. Ахмед Ясави просто и ясно изложил положения шариата, чем также внес весомую лепту в распространение ислама.


В 63 года он удалился в подземную мечеть, считая, что не должен видеть солнечного света дольше, чем пророк Мухаммед, который умер в этом возрасте. Остаток жизни великий суфий провел в молитвах и проповедях.


Народ стал именовать его Азрет-Султаном («Султан всех святых»). Стоит отметить, что у Ахмеда Ясави было 11 имен - больше, чем у любого другого из мусульманских святых. Это свидетельство большого почитания и авторитета в мусульманском мире.


История Туркестана (бывший Ясы) и история Ходжа Ахмеда Ясави неразрывно связаны, потому что большую часть жизни он прожил в этом городе и здесь проходило его становление. Здесь же в 1166 (67) году он умер и был похоронен. Его могила стала священным местом для мусульман тюркского мира.


Спустя более 200-лет после его смерти по приказу Амира Тимура над ветхим мазаром был сооружен мавзолей. Некоторые источники указывают, что полководец лично контролировал работы. Со смертью правителя в 1405 г. строительство прекратилось и входной портал остался неоконченным. Бухарский правитель Абдулла-хан II завершил возведение величайшего шедевра средневекового зодчества, соединив арки портала и укрепив стены.

На переднем фасаде до сих пор видны выступающие леса, многие туристы ошибочно полагают, что это ведутся реставрационные работы. На самом деле леса сохранились с XIV века и служили вместо кранов.


В советский период в мавзолее решением ЦК Компартии Казахской ССР был размещен республиканский антирелигиозный музей.

Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави является центральным объектом созданного в 1989 г. историко-культурного заповедник-музея, который получил название «Азрет Султан». Помимо мавзолея в состав музея входят еще 98 историко-культурных памятников.


Здание мавзолея поделено на 8 независимых блоков, что обеспечивает его сейсмостойкость. В мавзолее есть Большой дворец с ханским троном и скипетром, малая мечеть для молитвы, ханака (место для совершения ритуальных обрядов), библиотека, жилые и хозяйственные помещения, среди которых столовая и колодезная, где сохранились старинные печи, деревянная посуда, котел и сам колодец, из которого наполняли тайказан.


Кстати о нем. Средневековый Тайказан – уникальная достопримечательность комплекса, это самая большая в мире чаша. Отлит из семи металлов. Казан расписан аятами Корана и хадисами пророка Мухаммеда. Здесь же находится знамя-копье – репродукция копья XIV века.


К месту, где покоится прах Ахмеда Ясави, ведет огромная двустворчатая дверь, украшенная красивой резьбой по слоновой кости и дереву. Однако мавзолей – усыпальница не только великого суфия. Здание стало национальным пантеоном: за годы существования здесь было похоронено более 300 исторических лиц – ханы, батыры, бии, представители знати. Самое старое захоронение 1431 года, самое последнее — 1917 года. Таким образом, мавзолей – это не только религиозный объект, это величайший памятник казахской истории. Есим Хан, Жанибек Хан, Тауке Хан, Абылай Хан, Казыбек би, Богенбай батыр и другие покоятся в этих стенах. На данный момент известны имена 216 из них, но эта цифра постоянно обновляется.


Ценителям архитектуры стоит обратить внимание на портал здания с широкой арочной нишей, оформление фасадов, украшенных геометрическим орнаментом - мозаики и плитки до наших дней сохранили свои яркие краски. Состав глазури, которой покрыта облицовочная плитка, и сейчас остается загадкой для ученых. Центральная парадная дверь также уцелела с XIV века. Примечательно, что мавзолей был построен без единого гвоздя.


Особая гордость мавзолея – его купол – один из самых больших в Центральной Азии. Тюркские народы почитают купол как символ единства и согласия.

В 2003 году данное уникальное архитектурное сооружение было включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это подчеркивает его значение не только для нашей страны, но и для всего мирового сообщества.